Замечательные детки

Замечательные детки

Исследовательская работа. Похоронно - поминальная обрядность сибирских татар д. Кошкуль Большереченского района конца XX - начала XXI веков.


Министерство образования Омской области
Комитет по образованию Большереченского района
МОУ «Кошкульская основная общеобразовательная школа»




Похоронно - поминальная обрядность сибирских татар
д. Кошкуль Большереченского района
 конца XX - начала XXI веков.




Выполнила:  ученица 8 класса
Хусаинова Лия Раффатовна.
Руководитель: учитель истории
МОУ «Кошкульская ООШ»
Чумарова Анара Кажитаевна.
2010 г.
________________________________________________________
Оглавление

Введение______________________________________________________ 3 стр.

 Похоронно - поминальная обрядность сибирских татар
д. Кошкуль Большереченского района конца XX - начала XXI веков____6 стр.
         1.1. Подготовка к похоронам и похороны.______________________6 стр.
         1.2. Поминальные обряды.___________________________________18 стр.

Заключение_____________________________________________________23 стр.

Приложение__________________________________________________    26 стр.

Список использованной литературы_______________________________ 35
стр.
_______________________________________________________________

                                                        Введение
Начало XXI века - это особое время для культуры и истории России. Для этого периода является характерным интерес людей к  прошлому своего народа. Люди стараются больше узнать о традициях и обычаях, обрядах. Несмотря на то, что многие национальные обряды и обычаи  унифицированы, каждый человек владеет знаниями, которые являются общими для той нации, к которой он принадлежит. В городах многие обряды и обычаи забылись, не соблюдаются, а в деревнях они продолжают существовать, часто изменённые под веянием времени.
         В нашей стране в настоящее время происходят очень большие преобразования, вместе с ними происходит и рост национального самосознания народов России, рост интереса к своему происхождению, истории развития своей культуры. Не являются исключением и сибирские татары.
         В центре внимания моей работы будет находиться похоронно - поминальная обрядность сибирских  татар д. Кошкуль Большереченского района.
         Актуальность этой темы очевидна, как и любой темы, касающейся национальных традиций и обрядов. Во-первых, нужно сохранять самобытность коренных народов Сибири, к которым относятся и сибирские татары. Важно, чтобы обрядность не исчезла, если не в быту, то хотя бы в описании. Во-вторых,  знание своей истории и культуры объединяет нацию. В-третьих, мы - люди разных национальностей, живём на одной планете, в одной стране, часто по соседству, но так мало знаем друг о друге. А это нередко приводит к конфликтам. В- четвёртых, верующему человеку необходимо знать о тех обрядах и обычаях, правилах, которые приведут его и его близких к богу и раю.
         Цель данной работы:
    изучение похоронно - поминальной обрядности жителей деревни Кошкуль.  Для раскрытия цели, были поставлены следующие задачи:
1.     изучить похоронно - поминальную обрядность сибирских татар д. Кошкуль Большереченского района;
2.     исследовать знание похоронно - поминальной обрядности среди учащихся Кошкульской школы;
3.     выявить значение обрядности в культуре и быте сибирских татар д. Кошкуль.

Объектом изучения данной работы является похоронно - поминальная обрядность жителей деревни Кошкуль.
 При работе над исследованием я опиралась в основном на свидетельства информаторов, поэтому литературы использовала не очень много. Много работ посвятил Валеев Ф.Т. исследованиям жизни западносибирских татар. Он описывал их быт, обряды, отношения. В сборнике «Этнография татарского народа» рассматриваются некоторые аспекты жизни татар в целом. Много работ посвященных западносибирским татарам написал и опубликовал профессор Н.А.Томилов.
В данной работе были использованы несколько видов источников. Как известно – фольклор это совокупность традиционных, устных, словесных текстов, функционирующих в народном быту, поэтому были использованы так же фольклорные источники, как мифы, песни, пословицы, поговорки,  с целью восстановления целостной картины  обрядовой культуры западносибирских татар. Через эти источники раскрываются  сведения  о традиционных формах поведения, характерные черты быта, прививаются определённые знания.
         Одну из важнейших ролей в данной работе играют этнографические источники. Они включают в себя наблюдение, опрос информаторов, свидетельства очевидцев и другие сведения об обрядности татар.
В данной работе были использованы и фотографические источники. Они позволяют наглядно представить описываемый элемент.
___________________________________________________________

                      Похоронно - поминальная обрядность сибирских татар
д. Кошкуль Большереченского района конца XX - начала XXI веков.
1.1. Подготовка к похоронам и похороны.
Татары д. Кошкуль исповедуют ислам. Ислам стал распространяться в Сибири в ХIV в. через мусульманских проповедников - шейхов. В обрядах сибирских татар  тесно переплетаются мусульманские и доисламские - языческие верования.
В XVI - XVII вв. томские татары хоронили своих покойников в берестяных чехлах[1]. Также бересту использовали для покрытия покойника, могильных ям,  берестяного гроба, в качестве материала для оборачивания гроба. Её использовали и в детских, и во взрослых могилах[2]. В более ранние времена были распространены погребение в виде курганов. У Барабинских и томских татар в позднее средневековье для погребения покойников использовали бревенчатые срубы с крышами[3]. Ф.Т. Валеев[4] описывает наземный способ захоронения среди татар. Возможно поэтому  татары Большереченского района говорят «куйдык» (положили), вместо «кумтек» (закопали) и «кырга бору» (идти в поле вместо,  «зияратка бору» (идти на кладбище). Титова З.Д.[5] описывает, что в XIX веке  барабинские татары на похороны приглашали муллу, а в могилу клали любимые вещи покойного. В этом описании видно налицо смешение мусульманских и языческих обрядов. А в некоторых деревнях семьи имели свои собственные места погребения. Во время поминок резали лошадь, мясо съедали, а шкуру вешали на дерево и рядом вешали водонепроницаемый мешок с молоком. Они верили, что покойник вернётся и будет питаться этими продуктами. Детей, умерших после рождения, барабинцы ложили в гроб и несли в лес. Там гроб оставляли на срезе верхушки дерева, пока он не свалился на землю или не сгнивал. Барабинцы объясняли это тем, что такие дети не ходили по земле и поэтому не могут быть в ней похоронены.
В XIX веке у западносибирских татар сложилась современная похоронно - поминальная обрядность. Она включает в себя обряды подготовки к погребению, погребальные и поминальные обряды.
Похоронно - поминальная обрядность очень устойчива к изменениям. Сибирские татары стараются провести всё по традиции - «ота - бабадан колган йола» (путь, оставшийся от отцов - дедов). Даже городские жители стараются придерживаться традиционно - поминального обряда. Похоронами руководят знающие люди, которые перенимают опыт у старшего поколения и муллы. Ритуал каждого обряда должен последовательно соблюдаться.
Готовиться к смерти сибирские татары, как и все мусульмане начинают заранее, приобретая белый материал для погребального облачения - 15 метров, платки для раздачи присутствующим на похоронах, мелкие деньги - «саадака»[6]. Пожилые люди и духовно готовятся к смерти: Они читают молитвы, стараются делать больше хороших дел, с этой же целью обязательно участвуют в погребальных обрядах.
Почувствовав  приближение смерти, татарин - мусульманин должен произнести формулу свидетельства -  «шахаду». Если же он не может этого сделать, то шахаду следует прошептать ему на ухо. Умирающему же достаточно поднять вверх указательный палец правой руки - шахид. Когда человек умирает, по мусульманскому обычаю, необходимо хотя бы один раз прочесть 36-ю суру Корана, более известную под названием «Ясин». Чтение этой суры облегчает предсмертные муки и страдания. Если никто из присутствующих не способен её прочесть, то можно пригласить любого, кто знает эту молитву. «Ясин» можно читать по Корану или наизусть.[7]
Также необходимо, находясь возле постели умирающего повторять ему на ухо негромким голосом молитву: «Ля иляха илля лоху» (нет божества кроме Аллаха) до тех пор пока он не произнесёт их сам. Однако нельзя настаивать и заставлять. Муллина Апушева Шамсия говорит о том, чо те, кто произнесёт эти слова перед смертью, попадёт в рай. Когда человек находиться в предсмертном состоянии нужно напоминать ему о былых хороших деяниях, совершаемых им в течении прожитой жизни, вселить ему в сердце надежду на милость и прощение Аллаха. Ибо к умирающему приходит шайтан, внушает ему отчаяние и напоминает умирающему обо всех грехах, стараясь в эти последние часы отдалить его от Аллаха.
Нельзя возле умирающего или мертвого человека причитать, говорить о плохом,  желать себе смерти и т.д., потому что множество ангелов присутствуют в тот момент, когда душа покидает тело,  и они произносят: «Аминь, да сбудется», подтверждая все наши слова.
На похоронах обязательно должен присутствовать мулла мужского пола, но в нашей деревне муллы нет - последний мулла (мой дедушка) Ниязов Гумар Латыпович переехал из Кошкуля к детям несколько лет назад.
После наступления смерти, покойного  поворачивают ногами в сторону Киблы (Мекки) - в Омске это примерно юго-западное направление. Следует сообщить о случившемся родственникам и близким покойного, чтобы как можно больше людей участвовало в намазе Джаназа (заупокойная молитва) и читало ду´а за него. Ноги и руки выпрямляют, глаза и рот выпрямляют, т.к. душа выходит изо рта и провожает её взгляд. Если рот не закрывается, то можно подвязать подбородок платком. Желательно прочитать следующую молитву:

Бисмилляхи ва´аля милляти расулилля. Аллахума йяссир´алейхи амраху ва саххил алейхи ма ба´ъдаху в ас´идху билика, икав а дж´аль ма харадж илейхи хайран мима хараджа´анху.
(С именем Аллаха и в соответствии с религией Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям). О, Аллах, облегчи участь его и все то, что произойдёт с ним, осчастливь его встречей с тобой и сделай то место, куда он направляется, лучше, чем то, которое он покинул.)

Необходимо также прикрыть волосы умершего, на живот ставят предмет из железа для предупреждения вспучивания, умершего полностью накрывают простынёй. Желательно предварительно освободить покойного от той одежды, которая была на нем, т.к. она не является чистой. Перед тем, как посмотреть на покойного, необходимо подержать его за обе ступни, и лишь за тем открывать ему лицо. Это делается для того, чтобы душа покойного не преследовала смотрящего.
К вскрытию тела татары относятся негативно, считая, что оно отрицательно скажется на загробной жизни.
Хоронить следует как можно быстрее. Если человек умер ночью, либо под утро, похороны должны состояться в обед; если же умер после обеда - на следующий день. Не рекомендуется задерживать умершего на этом свете, т.к. он - человек земли (ер кещесе), как говорят информаторы. Жители д. Кошкуль придерживаются мнения, что покойник должен переночевать дома, поспешное захоронение вызывает осуждение.  В случае, если покойник не может быть похоронен сразу, его располагают на полу комнаты с зажженным светом. Коран предписывает читать над ним молитвы, но в нашей деревне это строго не исполняется. Обычно в доме рядом с покойным находится 2-3 бодрствующих.
Непосредственно перед похоронами проводят обмывание покойного. По Корану в омовении покойного участвуют минимум трое: один специалист и два помощника. Лучше, если один из помощников будет праведный человек, чтобы набожность его увеличилась, а другой - грешник, может он убоится при мысли, что его тоже ожидает такая же участь, и исправится. Участники этого процесса сами должны быть особенно чистыми и во время процесса  не разговаривать, что не всегда соблюдается. Некоторые информаторы говорят о том, что в последнее время мужчины позволяют себе громко разговаривать, смеются[8]. Ногти покойного необходимо тщательно  обстричь. В Коране говориться, что если покойник(ая) нюхал(а) табак, то для того, чтобы его прочистить, нужно отрезать нос и промыть его внутреннюю часть. Но в нашей деревне этот метод не применяют. По словам информаторов, даже в пределах одного района многое отличается. Например, в соседнем Уленкуле мужчины, обмывая мужчину, сами готовят ему одеяние. У нас же в Кошкуле, подготовкой к процедуре занимаются женщины. Одежду, пригодную для ношения, нужно раздать родственникам и нуждающимся. Считается, что сжигать одежду нельзя, иначе в селе будет ещё столько смертей, сколько вещей сожжено.
В нашей деревне омывание происходит следующим образом. Умершего кладут на специальную доску - «клаша такта»[9] и, разрезав одежду, снимают её. Голым его держать нельзя, считается, что «майет уялаты» - покойник стесняется, поэтому ниже пояса его прикрывают «этяплек».  Мыть начинают с левой ноги, причём для каждой части тела имеются тряпочки[10]. Хотя некоторые информаторы говорят о том, что начинать мыть с правой ноги[11].  Умершего мужчину обмывают мужчины, а женщину женщины. Мыть необходимо особенно тщательно, все места мелкими тряпочками, которые тут же выкидывают в ванну с водой. Моют покойника два человека  и двое или один поливают сверху из чайника.  При омывании покойника есть одна особенность: воду на покойника льют от себя, словно отделяя умершего от мира живых. Татары считают дурным знаком, если этот жест используется в повседневной жизни.
После омовения совершается облачение тела в специальные одежды[12] и на умершего уже нельзя смотреть. Хотя иногда этот запрет нарушается, при этом смотрящий повторяет слова: «Языгы мина булсын» ( Пусть грех будет на меня).                   Погребальные облачения для мужчин и женщин различны. У мужчин к ним относится «охирят кульмяк» - сложенный вдвое материал с вырезом для горла, «цолма» - чалма из белого материала, намотанная вокруг головы, «этяплек» - отрезок, перекрывающий нижнюю часть тела. У женщин этот список более различен и включает в себя «охирят кульмяк», «этяплек», «яулык» - платок, «кугерце» - нагрудник[13]. Все эти одеяния кроятся из заранее приобретенного материала непосредственно перед облачением покойного[14]. До этой поры они называются «кяфен».
На умершем стягивают погребальные одежды[15], колени связывают. После этого, зимой в доме, а летом на кладбище над ним читают погребальную молитву - Чиназа (Джаназа). По мусульманским обычаям молитву читают мулла и присутствующие. Но из наблюдений заметно, что сибирские татары в большинстве своем молитв не знают. Сибирские татары нашей деревни не отличаются особой религиозностью и довольно вольно относятся к мусульманским запретам.
Погребальная молитва, в зависимости от того, кому она предназначена, звучала по- разному:
За упокой души взрослых мужчины или женщины она звучала так:
Боже, если был покойный(ая) благодетелен(ым), то не скупись на милость ему(ей),
А если был(а) грешен(шна), то прости его(её).
Аллах велик!
За упокой души ребёнка:
Боже, сделай его утрату нашим залогом,
Сделай его нашей наградой и сокровищем,
Сделай его заступником нашим
И просителем за нас твоей милости.
О, Наимилосерднейший из милосердных!
Аллах Велик![16]
В сельской местности умершего кладут в специальный ящик, который после захоронения в течении семи дней хранятся в том дворе, откуда происходил вынос тела. В течении 40 дней в доме, где жил покойный, по ночам горит свет, если же этого не происходит, то, по уверениям татар, умерший стучит в окно.
По мусульманским обычаям, ящик  должны нести нечётное количество мужчин, но в татарских деревнях это требование не соблюдается. Несут умершего на кладбище на руках, иногда на лошадиной упряжке. Большинство женщин остаются дожидаться погребальную процессию у ворот дома покойного. На кладбище покойного сопровождают только близкие родственники, в том числе и женщины. Женщины на территорию кладбища не входят, остаются дожидаться у ворот кладбища.
Кладбище в татарских деревнях обычно расположено недалеко от деревни. Родственников стараются хоронить неподалеку друг от друга. Могилу копают непосредственно перед захоронением. Считается дурным предзнаменованием об ещё одном покойнике, если могила останется пустой на ночь. Таким же знаком считается ещё одна смерть в течении 7 дней после похорон: значит в течении 40 дней будут ещё 2 смерти. Копание могилы осуществляется мужчинами со всего  села. Найм для копания могилы в татарских селах не практикуется.
В могилу[17] тело опускают, предварительно ослабив тесёмки, которыми саван был завязан в 2-3 местах, на верёвках или полотенцах длиной около 3 метров. 2-3 человека принимают труп в могильной яме и ложат его на дно могилы в нишу - ляхят. Ослабление савана от веревок и ниша в могиле обязательный атрибут похоронной обрядности. Татары пожилого возраста знают, что это делается для того, чтобы «умерший мог сесть при появлении ангелов смерти Мункара и Накира»[18].  Над покойником сооружают наклонный навес из досок, жердей. Нижние концы навеса упирались в дно могилы, а верхние в противоположную стенку. Дно могилы могло ничем не покрываться. Тарские татары стелют на дно могилы солому, томские татары перед захоронением бросали в могилу курицу, которая выклёвывала червей. Дно могилы они устилали берёзовыми стружками или соломой. Барабинцы под голову женщины ничего не клали, а мужчинам подкладывали солому.[19]
         В прошлом у сибирских татар не было единой ориентации покойного на одну из сторон света. Коран предписывает обращение лица покойного на Киблу (Мекку).
         В прошлом веке и ранее обычай оставлять покойнику еду и разные предметы был распространен у всех групп татар[20]. Некоторые отголоски этого обычая сохраняются и сегодня. По словам некоторых жителей д. Кошкуль, одежду покойного, бывшую на нем во время смерти, а также негодную для раздачи нужно закопать на кладбище в чистом виде, предварительно просушив невывернутой 7 дней. Сжигать вещи покойного нельзя.
         После похорон родственники раздавали присутствующим мелкие деньги - хаир. В доме, где произошла смерть 7 дней ничего нельзя давать и брать. Только по истечении 7 дней можно было раздать вещи покойного.
         В разных поселениях различно отношение сибирских татар к могилкам. В некоторых деревнях на могилах сажают сирень, акации.  Есть ягоды с прикладбищенских деревьев было нельзя. Объяснялся запрет не санитарными нормами, а тем, что это пища мёртвых. В некоторых деревнях уход за кладбищем и могилками обязателен. В нашей деревне подобной традиции нет, хотя  этим летом собираются проводить День памяти. Неухоженность кладбища сельчане объясняют верованием в то, что чем быстрее сгниёт сруб над могилкой, тем быстрее умерший очистится от грехов и попадет в рай. Именно поэтому пожилые люди негативно относятся  к оградкам из металла, что способствует сохранению, по сей день, срубов над могилками сибирских татар[21]. Ещё более 100 лет назад существовали особенности в захоронении людей, не живших по представлению сибирских татар, правильной жизнью. Так пьяниц старались хоронить на краю кладбища или за его пределами. Так же поступали с умершими от аборта. В могилы самоубийц вбивали осиновый кол.
_______________________________________________________________

                                          1.2 Поминальные обряды.
Поминальные обряды в исламе не регламентированы. Они связаны с этнической историей народа и поэтому различны в разных местах. В поминальных обрядах тесно переплетаются различные поверья, молитвы, отрывки из Корана. Как и большинства тюркоязычных народов,  поминки - хотым проводят на три - оче, семь - еттесе, сорок - кыргы, сто - юсе, год - елы.
         Особой поминальной пищи как, например, у казанских татар, у сибирских татар не существует. Но имеет место обязательный обряд жертвоприношения- кон бушату, буквально « пустить кровь», то есть в этот день зарезать животное необходимо.
         Поминки- хотым являются обязательным обрядом провожания в последний путь. Родственники, не справляющие их, вызывают осуждение окружающих.
         Приглашают на поминки родственников, уважаемых людей деревни, обязательно тех, кто обмывал покойника. Присутствующие на поминках  говорят о умершем только хорошее, высказывают ему традиционное  пожелание: «Яткан ери якты булсын» (Пусть место где он лежит будет светлым). Говоря о нем, стараются не называть по имени, если же называют, то добавляют слово мархум- покойник. Сев за стол сначала слушают молитву, которую читает мулла, затем получают  по денежке - хаир- садака, затем берут в рот соль из разносимой плошки. Стол стараются накрыть побогаче, ставя всевозможные яства, хотя, по утверждению муллы Гумара Ниязова, для проведения  хотыма достаточно  хлеба и соли. Кроме того осуждается муллой и односельчанами превышения хаир - садака - больше 1- 2 рубля. На поминках есть требования к одежде. У всех должны быть прикрыты волосы, у женщин - руки до запястий.
         Сибирские татары считали, что души умерших нуждаются в попечении и заботе. Со стороны  живых родных. Кроме обязательных поминок проводят малые поминки по четвергам и пятницам, так как считается, что год после смерти душа одинока, она еще не влилась в общую массу. Такие поминки  проводят и в других случаях: например, если умерший сниться, если во сне что-то просит, или со дня последних поминок прошло много времени[22].
         Души умерших, кроме того, сами являются защитниками перед Аллахом  на «том свете». Таковыми являются души праведных предков и души малолетних детей, которые ждут своих родителей[23].
Кроме поминок по отдельному покойнику проводятся и общие поминки. Во время поминок упоминаются не только умерший, но и вся масса умерших - рухлар.
Чтение молитв по умершим у сибирских татар сопровождается с  доисламскими верованиями о том, что души мёртвых питаются. Для этого в нашей деревне по четвергам пекут блины или что-то жарят - йес цыгаратлар. Предполагается, что этим запахом питаются души умерших[24].
Представление о душе в верованиях сибирских татар связано с терминами «чан», «йян», от арабского «джан», «рух». Термин «Рух» у сибирских татар  имеет и другое значение: психическое состояние человека. Выражение «рухы тумен» означает: «У него подавленное душевное состояние».
По представлению татар, душа находится в теле человека: в сердце человека или между бровями, пока он жив. После смерти она покидает тело в виде маленькой чёрной мухи или крошечной бабочки изо рта умирающего, поэтому в некоторых группах тата, чтобы сказать «он умер» говорят «ул оцэп китте» (букв. он улетел). Душа может существовать самостоятельно, покидая тело на время сна. Поэтому не рекомендуется будить спящего резким окриком, т.к. в таком случае душа может не успеть вернуться и человек умрёт. В этих верованиях ясно отражаются языческие взгляды из прошлого.
Представление сибирских татар о душе, как и у многих народов, связано с культом предков. Понятие о душе умершего предка передаётся термином «эрвах». Стремлением умилостивить «эрваха» объясняется обычай татар не закрывать на запор двери сеней, если в деревне кто-то серьёзно болен и возможна его смерть. Это давало возможность эрваху умирающего войти в дом, чтобы проститься.
По поверьям татар, души умерших могли встречаться живым в человеческом образе в белом одеянии на кладбище, иногда в доме родственников и близких умершего. Отношение «эрваха» к живым зависело от поведения последних. Так, если живые вели достойный сточки зрения мусульманской морали, образ жизни: совершали молитвы, не пьянствовали, регулярно подавали милостыню нищим, то «эрвах» не причинял вреда их здоровью и хозяйству. Если же родные умершего нарушали мусульманские законы и обычаи, то «эрвах» мог причинить живым много вреда: навлечь на них болезни, даже смерть. Поэтому «эрвах» предков следует умилостивить.
С мертвыми татар связывали обряды жертвоприношений, являющиеся доисламскими пережитками. Жертвоприношения были связаны с засухой, эпидемиями среди скота, распространением заразных заболеваний. Их особенность состояла в том, что древний обычай переплетался с установлениями ислама. Жертвоприношения имели названия «кук корманнык», «шокрана»,  «Теляк сугу». Оно проводилось после посевных работ, с целью вызвать дождь. Закалывалась обычно овца, тёлка или лошадь, приобретённая за общественный счет. Обряд устраивался обычно на поляне возле кладбища. На нем присутствовали все жители деревни. После молитвы закалывали животное и разжигали костёр. Затем следовала всеобщая трапеза. Этот обряд не исчез и в наши дни. Он  регулярно проводится в деревне Яланкуль Большереченского район Омской области[25]. Летом 2009 года его проводили и в деревне Казатово, что в 6 км от нашей деревни[26].
В похоронной обрядности сибирских татар в наше время переплетаются черты, связанные с мусульманской религией и традициями домусульманского времени.  Вместе с тем, при всей устойчивости похоронно - поминальной обрядности в ней наблюдаются значительные изменения. Их можно охарактеризовать как ослабление строгости выполнения отдельных обрядов. Если для традиционных похорон было характерно ясное осознание необходимости их для «нормального» пребывания покойного в другом мире, то большинство татар в настоящее время никак не связывают обряды с потусторонней жизнью. Они исполняются именно как народные и осознаются, прежде всего, как последние почести, завершающие жизненный путь.

___________________________________________________________
       
                                                Заключение
Изучение истории и культуры малых народов имеет очень большую ценность. Исследование обрядности сибирских татар дает возможность для более полного изучения их истории и культуры, для раскрытия связи сибирских татар с другими народами. Кроме того, зная и понимая истории разных народов, людям легче взаимодействовать друг с другом, легче понимать и уважать друг друга.
         Сибирские татары с давних времён выработали целую систему  духовных и физических ценностей, которые созвучны общечеловеческим ценностям. Эту же цель преследуют и обряды похоронно - поминального цикла. Ведь плохому, грешному человеку в рай не попасть. А в понятие «грех» («йясык»)  сибирские татары вкладывают то же, что и многие другие народы.
         В процессе работы над темой я попыталась воспроизвести последовательно похоронно-поминальную обрядность жителей д. Кошкуль. Считаю, что с этой задачей я справилась.
Кроме того, я попыталась выяснить отношение к вопросам, связанных с похоронно - поминальной обрядностью, учащихся Кошкульской школы. Для этого я провела среди них анкету и получила следующие результаты.
На вопросы анкеты отвечали все учащиеся 4 - 9 классов - 25 человек (100%).
1.     «Верите ли вы в Аллаха?» 
«да» -  24 человека (96%), «нет» - 1 человек (4 %).
2.     «Верят ли в Аллаха в вашей семье?»
«да» - 25 уч-ся (100%)
3. Верите ли вы в загробную жизнь?
«да» -  24 человека (96%), «нет» - 1 человек (4 %).
4. Знаете ли вы молитвы? 
          «да» - 6 уч-ся (24%), «нет» -  19 уч-ся (76%)
5.     Сколько молитв вы знаете? (для тех кто ответил положительно на предыдущий вопрос)
                               6 уч-ся - от 1 до 4 молитв
6. Вы знаете подробности похоронно - поминального обряда жителей д. Кошкуль?
 «да» - 24 уч-ся (96%), «нет» - 1 человек (4 %).
7.     Насколько хорошо вы знаете об этом?
а) все знаю - 5 уч-ся (20,8 %)                  б) многое знаю - 2 уч-ся (8,3 %)
в) знаю немного - 16 уч-ся (66,7 %)    г) не знаю почти ничего - 1 уч-ся (4,2 %)
По результатам анкеты, я сделала вывод, что учащиеся 5-6 классов нашей школы в большинстве своём люди верующие, но молитвы знают лишь немногие в небольшом количестве,  ~ ¼ часть опрошенных знает похоронно - поминальную обрядность хорошо, большинство же опрошенных знает о ней мало.

         Сибирские татары д. Кошкуль большое значение придают соблюдение как можно точнее всех тонкостей похоронно - поминальной обрядности. По моему мнению, это делается чаще не потому, что покойному будет лучше от этого в загробной жизни, а скорее потому, что считаются больше как последняя почесть умершему. В процессе работы я пришла к выводу, что жители   нашей деревни не отличаются особой религиозностью: не соблюдают норм ислама, у них нет стремления познать ислам во всех тонкостях. Это объясняется, возможно, отсутствием муллы в деревне, отсутствием мечети вблизи. В нашей деревне друг другу мы пересказываем не отрывки из Корана и не житие Моххамеда, а различные поверья и сказания совсем иного толка.
         Я планирую продолжить работу по данной тематике в дальнейшем, т.к. считаю важным выявление, описание и сохранение народных обычаев.
_______________________________________________________________

Приложение 1.
Записано со слов жительницы д. Кошкуль Чумаровой Равизы Муахировны
 1946 г.р.
Люди заранее готовятся к похоронам - готовят 15 м. материала, деньги «саадака». Так делали и раньше и сейчас. Старые люди должны готовить душу к смерти - читать молитвы.
На похоронах чтение молитв обязательно. После смерти люди уходят в другой мир - «тёгё донья» и отвечают за свои грехи. Там их грехи взвешивают. На том свете надо перейти «талух утыннан» - это мост толщиной с волосок, под которым горит огонь. Перебраться на другую сторону можно только на баране. Поэтому его и режут на разные мусульманские праздники. У меня умерли мои дети в младенчестве - они не дадут мне попасть в ад, т.к. они не грешные. В раю «очмак» людям хорошо. Я помню историю дедушки из Каиркуля (отец Назырова Галиахмета), который умер, а через три дня очнулся, когда его несли хоронить. Он говорил, что всё, что говорят о том свете правда и что он научился на том свете многим молитвам.
         Когда человек умер, плакать нельзя, потому что эти слёзы превратятся в реку и человек может утонуть. На «хотым» нужно звать муллу и старых людей, чтобы они молились - «Теляк телясеннар», чтобы умершему было хорошо. Обязательно нужно что-то печь, чтобы души покойного питались. До сорока дней в доме обязательно должен гореть свет, ведь душа покойного приходит в дом, а если нет света, то умерший будет желать зла.
____________________________________________________________
                                               Приложение  2.
Записано со слов Рамаевой Кашвии Мугтасимовны - жительницы д.Кошкуль.
При подговке к похоронам нужно купить 15 м. ткани. Я уже несколько лет хожу обмывать покойниц - это благое дело. Мы сами тоже одеваемся в специальную одежду. До обмывания родные должны попрощаться с покойником, а после обмывания его никому кроме нас нельзя показывать. При обмывании мы читаем специальные молитвы. А из ткани мы шьём одежду. На голову одеваем платок - «очмак киелёк» и другие одежды. После всего этого ещё раз обматываем белым платком и ложим в деревянный ящик, чтобы  мужчины отнесли покойницу на кладбище. И  до погребения читаем молитву. При обмывании покойного нужно соблюдать спокойствие, нельзя громко разговаривать и смеяться. Но мужчины часто при обмывании не соблюдают эти запреты.
_____________________________________________________________

                                                         Приложение 3.

 


Наряду с современными  металлическими оградками на кладбище в д. Кошкуль имеются в большом количестве деревянные срубы над могилками. Жители деревни верят, что когда сгниет этот сруб, тогда и простятся все грехи лежавшему в этой могиле.



Приложение № 4




Фотография с дня памяти, который проводился на кладбище д. Казатово, что в 6 км от нашей деревни, летом 2009 года.






                                                           Приложение № 5
Клаша такта[27] - специальная доска для обмывания покойного. Представляет собой наклонную широкую доску с бортиками. Имеет отверстие для утечки воды в подставляемую посуду. Обычно храниться в сарайчике на кладбище.



                                                    
                                                Приложение № 6



Специальный ящик для переноса покойного из дома к месту захоронения.
После похорон в течении 7 дней храниться  во дворе, где жил умерший.







                                               Приложение № 7
Погребальные одежды сибирских татар:
1 -  «охирят кульмяк» - сложенный вдвое материал с вырезом для горла,
2 - «кугерце» - нагрудник, 3 - «этяплек» - отрезок, перекрывающий нижнюю часть тела. Кроме того, умершим прикрывают также голову. У мужчин - «цолма» - чалма из белого материала, намотанная вокруг головы, у женщин -  «яулык» - платок.
                                              
                                                  Приложение № 8



 Так выглядит покойный после облачения его в погребальные одежды - перед тем, как его отнесут на кладбище.












Приложение № 9
Записано со слов  Юлдашевой Фокизы  Сиддиковны,
жительницы д. Кошкуль, 1938 г.р.

Мой муж - Юлдашев Адиатла уже несколько лет ходит очищать умерших перед тем как они уйдут в другой мир. Я тоже хожу, хотя душа у меня к этому не лежит. Но  это очень нужное дело - ведь за это человеку прощаются все его грехи.  Мыть нужно начинать  с правой ноги.  Умершего мужчину обмывают мужчины, а женщину женщины. Мыть необходимо особенно тщательно, все места мелкими тряпочками, которые тут же выкидывают в ванну с водой. Моют покойника два человека  и двое или один поливают сверху из чайника. Потом эту воду необходимо вылить в чистое место, а тряпочки отжать и  сжечь.
Человеку на том свете придётся тяжело за свои грехи, ведь за всё с него спросится. Аллах начинает спрашивать с человека, когда те, кто его похоронил отходят за 40-50 шагов.







Приложение №10
Запись произведена со слов жительницы д. Кошкуль Большереченского района Апушевой Шамсии Хакимовны 1929 г.р., муллины.
         Уже много лет я стараюсь жить по мусульманским законам и обычаям и поэтому хожу проводить в последний путь умерших.  Их называют «майет». Каждый человек должен сам подготовить себе последнюю  одежду. Как только человек умер, ему сразу нужно покрыть голову. Раздевать перед обмыванием нужно начинать с ног. Голого его держать нельзя, нужно сразу положить сверху «этяплек», потому что «майет  уллаты» (покойник стесняется). Когда умершего моют, он удлиняется, поэтому, измеряя, нужно оставлять материал на 30 см больше с головы и ног. Мыть нужно начинать с левой ноги. Перед тем как идти мыть умершего, необходимо самой тщательно очиститься, даже если уже в этот день была в бане. Во время обмывания покойного нельзя громко разговаривать. Хотя в последнее время многое меняется: мужчины громко разговаривают, смеются. Мыть покойного нужно тщательно, ногти нужно обстричь. А если умершая нюхала табак, то в Коране говорится: нужно ей отрезать нос и тщательно промыть внутреннюю часть носа. В разных местах многое по разному. Умершего нужно предать земле как можно раньше, потому что он уже «ер кещесе» - человек земли. Душа покойного может преследовать посмотревшего на него, поэтому, прежде чем посмотреть на него, необходимо подержать его за ноги. Одежду умершего, бывшую на нем во время смерти, необходимо выстирать и, высушив не выворачивая в течении 7 дней, закопать на кладбище. Так же необходимо поступить с ненужной одеждой. Одежду, пригодную для ношения, нужно раздать родственникам и нуждающимся. Сжигать одежду покойного нельзя ни в коем случае, иначе будет в селе  ещё столько смертей, сколько вещей сожжено.
        

















Приложение № 11
Вид могилы сверху.











                                                       Приложение № 12
Вид могилы в разрезе.


1 - земля                         2 - боковые стенки
3 - сухая солома                4 - березовые доски или жерди
                                                 5 - покойник
                                              Список литературы.
  1. Бояршинова З.Я.  Основание города Томска. - Вопросы географии Сибири, 1953, № 3. - с. 27
  2.  Валеев Ф.Т. О религиозных представлениях западносибирских татар. - В кн.: Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. - Л: Наука, 1976. - с.322.
  3.  Дульзон А.П. Диалекты татар - аборигенов Томи // Учёные записки
Томского пед. института, 1956, т. 15
  4.  Мусульманину об исламе: обряды и молитвы / Под ред. И.Бердиева. М.; Пресса, 1992.- с.38
   5. Росляков С.Г. Береста в погребальном обряде могильника Санаторный 1. - Сибирские татары.
   6.  Суюмбика. Всетатарский  общественный журнал. - Казань, 1993,
июль. - с.15
   7. Татарский мир..№ 4.-Омск,  2009г, июль
    8. Татарский мир. № 6. - Омск, 2005. - с. 2.
    9. Титова З.Д. Барабинские татары (историко-географический очерк). - В кн: Из истории Сибири. Выпуск 19. - Томск, 1976. - с.132
   10. Томилов Н.А. Сибирские татары.- В кн: Семейная обрядность народов Сибири (опыт сравнительного изучения) / под ред. Гурвича И.С. - М., 1980.-с.120
 




[1] Бояршинова З.Я.  Основание города Томска. - Вопросы географии Сибири, 1953, № 3. - с. 27
[2] Росляков С.Г. Береста в погребальном обряде могильника Санаторный 1. - Сибирские татары. Материалы I-го

[3]Дульзон А.П. Диалекты татар - аборигенов Томи // Учёные записки Томского пед. института, 1956, т. 15
[4] Валеев Ф.Т. О религиозных представлениях западносибирских татар. - В кн.: Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. - Л: Наука, 1976. - с.322.
[5] Титова З.Д. Барабинские татары (историко-географический очерк). - В кн: Из истории Сибири. Выпуск 19. - Томск, 1976. - с.132
[6] Приложение № 1, 2
[7] Татарский мир..№ 4.-Омск,  2009г, июль
[8] Приложение  № 2
[9] Приложение № 5                                                                                                                                                                 
[10] Приложение № 10
[11] Приложение № 9
[12]  Приложение № 7
[13] Суюмбика. Всетатарский  общественный журнал. - Казань, 1993, июль. - с.15
[14] Приложение № 7
[15] Приложение № 8
[16] Мусульманину об исламе: обряды и молитвы / Под ред. И.Бердиева. - М.; Пресса, 1992.- с.38.
[17] Приложение № 11
[18] Мусульманину об исламе… с.39.
[19] Томилов Н.А. Сибирские татары.- В кн: Семейная обрядность народов Сибири (опыт сравнительного изучения) / под ред. Гурвича И.С. - М., 1980.-с.120
[20] там же с. 121
[21] Приложение № 3
[22] Записано со слов опрошенных.
[23] Приложение №1
[24]  Приложение № 1.
[25]  Татарский мир. № 6. - Омск, 2005. - с. 2.
[26]  Приложение № 4
[27]  рисунок автора со слов опрошенных и своих наблюдений

Комментариев нет:

Отправить комментарий