Замечательные детки

Замечательные детки

Исследовательская работа. Роль детей в праздновании сабантуя у сибирских татар Большереченского района.

Министерство образования Омской области
Комитет по образованию Большереченского района
Структурное подразделение Кошкульская ООШ
 МОУ «Почекуевская ООШ»






Роль детей в праздновании сабантуя у сибирских татар Большереченского района.


                                                                    






                                                              
                                                                   Выполнила: ученица 7 класса
                                                                 Чумарова Назгуль Илфатовна
Руководитель: учитель истории
                                                                       Чумарова Анара Кажитаевна



2012 г.
______________________________________________________
Оглавление

Введение                                                                                             3 стр.

Роль детей в праздновании сабантуя
 у сибирских татар Большереченского района                                 4 стр.

Заключение                                                                                          8 стр.

Приложения                                                                                         9 стр.

Список использованной литературы                                               16 стр.

__________________________________________________________
  
Введение
Начало 21века-особое время для культуры и истории России, время поиска, возрождения национальной, традиционной культуры. Культура называется национальной потому, что относится к одному народу, традиционной, так как благодаря ей нынешнее поколение может ознакомиться поближе с той культурой в которой жили их предки.
Важным составляющим любой культуры является праздники. Праздники отражают обряды и обычаи народа, их религиозные и духовные ценности. Одним из самых важных и распространенных праздников среди сибирских татар является Сабантуй. В нём принимают участия все от мала до велика, внося каждый свой вклад.
В центре внимания данного исследования находится "дети на Сабантуе".
Я считаю эту тему интересной и актуальной, так как:
1)нужно сохранить самобытность культуры сибирских татар;
2)современные люди проявляют интерес к культуре своего народа.
Целью исследования данной работы является изучение роли детей в праздновании Сабантуя.
Задачи  исследования:
1)изучить празднование Сабантуя сибирскими татарами Большереченского района;
2)охарактеризовать роль детей в празднике сабантуя;
3)определить значение Сабантуя в культуре сибирских татар.
При работе над исследованием я использовала свидетельства информаторов. В данной работе было использовано несколько видов источников: фольклор, наблюдение, опрос, свидетельство очевидцев, фотографические источники.
_____________________________________________________________
               
 Глава 1. Роль детей в праздновании сабантуя у сибирских татар Большереченского района.
Сабантуй-это действительно праздник, народный весенний праздник у татар и башкир, посвященный окончанию весенних полевых работ. Его еще иногда называют праздником плуга (сабан на татарском языке - плуг и туй - праздник).
Сабантуй  тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивают себе отдых, собираются вместе и отмечают окончание одних работ и начало других. В этом празднике сплетается многое: и радость от удачного труда, и надежда на хороший урожай, и общение с расцветающей природой, удальство джигитов и мудрость старых аксакалов.
Подготовка сабантуя начинается задолго до самого праздника.
Перед сабантуем выделяются сборщики подарков, которые на подводах объезжают дома. Оттуда сборщики выносят красивые расшитые полотенца, платки, домотканые ковры-паласы. Разноцветные легкие подарки  привязывают к длинным шестам, а большие вещи укладывают на телеги, и, окружённая шумной веселой толпой, процессия с шутками  и смехом обходит аул, создавая у всех праздничное настроение. В этом шествии очень часто принимают участие дети - обычно учащиеся старших классов. Например, на фото[1] объезд совершают учащиеся Кошкульской школы (среди них мой папа - Чумаров Илфат)
Для  празднества выбирается широкий майдан, чаще всего это большое поле, где подготавливают площадки для соревнований. Майдан  устраивают  где-нибудь на возвышенности вблизи деревни, с южной стороны полукругом располагались холщевые палатки, открытые к центру. Там же стояла высокая жердь с привязанными к её вершине  полотенцами и платками, указывающими издали на место сбора. Весь народ собирался на майдан после полудня. Располагались так, что майдан замыкался полным кругом. С утра со всей округи на майдан стекаются празднично одетые люди. Они несут и везут с собой вкусную еду, напитки и рассаживаются группами в облюбованных местах: в тени деревьев или на солнечных полянах[2].    Дети тоже полноправные участники таких посиделок. В этот день им многое разрешается: бегать, играть, кричать, покупать сладости, кушать то, что хочется. На сабантуе есть и бесплатное угощение. Угощение производилось за счёт всей деревни, для чего заранее собирались яйца, деньги. На собранные  деньги  покупали скотину для забоя и призов, чай и сахар (нередко состоятельные односельчане  дополнительно жертвовали в общий котёл деньги или живность).
Торжество длиться целый день, но главное в сабантуе – состязания. Здесь каждый может показать свою удаль, силу и ловкость. Сабантуя не может быть без борьбы и скачек. В центре круга начиналась борьба (куреш). Она состояла  в том, что борцы, сбросив с себя верхнее платье, и оставаясь только в штанах и сорочке, сходились и схватывались, перекинув друг другу через спину кушак (бильбау), концы которого держали в руках, обмотав вокруг кисти. Испытывая друг друга в ловкости и силе, борцы пытались положить противника на лопатки. Постепенно собиралось несколько десятков пар борющихся.  Поборовший подходил к одному из стариков и получал свою награду. Из борцов, победивших десятки противников, подбиралась группа силачей, которые начинали состязаться между собой, и в результате, оставался один -  два непобедимых богатыря – батыра. Самым весёлым, забавным и волнительным моментом бала борьба детей. Дети очень серьезно и ответственно боролись, искренне переживая поражение. Так же сильно переживали и их близкие. Победители же становились настоящими героями.
Обязательным состязанием на сабантуе был бег  (югерю). В беге на небольшое расстояние принимало участие несколько десятков человек, в основном дети разных возрастов. Зв бегом наперегонки следовали скачки на лошадях (от ярышу). Конечно, маленькие дети в этом участие не принимали, но старшие подростки довольно часто были наездниками на лошадях разных хозяев.
Конечно, главными действующими лицами потешных игр являлись дети. На сабантуе наиболее распространено было добывание ртом монет из котлов, наполненных водой, молоком или простоквашей, перетягивание друг друга веревкой, Любимым народным состязанием является такое: садятся двое на перекладину и начинают лупить друг друга мешками, набитыми травой. Кто не увернётся, тот падает.[3] Это соревнование вызывает море смеха, оно преимущественно детское.
Важным и довольно опасным соревнованием было взбирание по вертикальному шесту, вкопанному  в землю[4]. Раньше наверху привязывали петуха, сейчас это более современные призы: плеер или магнитофон. Конечно, до этих соревнований детей не допускали.
А вот соревнования по разбиванию глиняных горшков с  завязанными глазами были в основном детскими. Ребёнку завязывали глаза, давали в руки палку, раскручивали, и он должен был ударить точно по горшкам, расставленным на земле[5].
         Есть ещё много соревнований, в которых могли принять участие и взрослые, и дети: бега с ложкой во рту, в которой находилось сырое яйцо, бега с полными ведрами на коромыслах, бега в мешках.
         Очень интересным является конкурс по добыче барана. Могли в нем состязаться и дети. В землю вкапывали столб, почти горизонтально над землей, на конце столба привязывали барана. Задача состязающихся добраться до барана, балансируя на двух ногах. Состязание осложнялось тем, что столб раскачивался под тяжестью барана и человека.
Есть ещё и творческие конкурсы – певцов, танцоров, музыкантов и чтецов, они вносят особое оживление и праздничную атмосферу[6]. Весёлая музыка, звуки гармони, песни, гомон, смех, шумные игры создают неповторимую ауру поистине народного праздника. На всю округу распространяется аппетитный запах вареного бешпармака и дым многочисленных яств, украшающих чаепитие прямо на лужайке. Праздник обычно продолжается до 16-17 часов. Уставший народ расходится по домам, а вечером молодёжь собирается либо на краю села, либо в Доме культуры на дискотеку.

____________________________________________________________

Заключение.
Весёлый, мудрый сабантуй – замечательное изобретение татарского народа. Возникнув в глубине веков, он дошел до наших дней как праздник, постоянно меняющийся в ногу со временем. Сабантуй как массовый праздник дает  человеку любой национальности, религии и возраста возможность повеселиться, поучаствовать в играх – состязаньях или побыть просто зрителем.
         Татары, как и многие другие народы, не представляют своей семьи, своей жизни без детей. Они говорят: «Болалы ой - гулистан, поласыс ой - гуристан» («Дом с детьми – цветущий сад, дом без детей – кладбище»), «Болалы ой - базар, боласыс ой – мазар» («Дом, где есть дети – базар, дом, где нет детей – кладбище»[7].  Как татары не представляют своего дома без детей, так они не представляют и сабантуя без них. Если провести праздник без детей, то не будет смеха, искреннего веселья, радости, не будет самого праздника. Ведь из моего исследования четко прослеживается вывод: дети полноправные, а иногда и главные, участники всех этапов сабантуя, всех игр и состязаний. Ведь недаром в последнее время популярны детские сабантуи, а вот чисто взрослых сабантуев нет.
         За последние несколько десятилетий сабантуй стал ещё более популярным всетатарским праздником. Сабантуй становиться всероссийским праздником, популярным среди людей разных наций.
         Сабантуй – это народный праздник, при помощи которого мы соприкасаемся с народными традициями. Сохраняя и оберегая вековечные традиции татарского народа, его обряды и обычаи, родной язык и песни, мы укрепляем свою нацию, разрушая их – разрушаем себя.

_________________________________________________________________

Приложение № 1.






Объезд деревни Кошкуль для сбора подарков и продуктов для сабантуя совершают взрослые и учащиеся старших классов Кошкульской школы.

______________________________________________________

Приложение № 2.








Веселые компании собираются для посиделок на полянках в тени деревьев вокруг майдана.
________________________________________________________

Приложение № 3.
























Шуточные бои с мешками, набитыми травой – любимейшее зрелище.


                                        Приложение № 4.


Взбирание по вертикальному шесту без страховки очень опасно и захватывающе. Это недетский конкурс.
________________________________________________________________

Приложение № 5.


Разбивание с закрытыми глазами глиняных горшков – весело и совсем не опасно.
______________________________________________________________________
Приложение № 6.





Концерт на сабантуе объединяет и взрослых и детей.

__________________________________________________________________

Список использованной литературы.

1.    Валеев Ф.Т. Западно–сибирские татары во второй половине XIX – нач. XX вв. ( историко–этнографические очерки). – Казань. Татарское книжное издательство, 1980 г.
2.    Валеев Ф.Т. Сибирские татары. – Казань. Татарское книжное издательство, 1993 г.
3.    Этнография татарского народа. – Казань: Магариф. 2004 г.


[1] См. Приложение № 1.
[2] См. Приложение № 2.
[3] См. Приложение № 3.
[4] См.Приложение № 4
[5] См. Приложение № 5.
[6] См. Приложение № 6.
[7] Валеев Ф.Т. Сибирские татары: Казань: Татарское книжное изд-во, 1993 – с. 144.


Комментариев нет:

Отправить комментарий