Замечательные детки

Замечательные детки

Исследовательская работа. Культура сибирских татар деревни Кошкуль: празднование Курбан-байрам в начале XXI века.

Министерство образования Омской области
Комитет по образованию Большереченского района
Структурное подразделение Кошкульская ООШ
МКОУ «Почекуевская СОШ»







Культура сибирских татар деревни Кошкуль:
празднование Курбан-байрам в начале XXI века.


                                              




                                                             Выполнили:
ученик 8 класса
 Хусаинов Руфат Раффатович
                                                                                                    ученик 7 класса
                                                                       Давлетбагин Альберт Ринадович

                                             Руководитель:
                                                                                                учитель   истории
                                                                             Чумарова Анара Кажитаевна
2012 г.
_____________________________________________________________

Введение
    Начало ХХI века - это особый период для народов России. Для него характерны подъём интереса людей к своему прошлому, к своим традициям, отрядом обычай, религии.
    С конца ХХI века в России происходит очень большие преобразования, вместе с ними происходит рост национального самосознания народов России, рост интереса к своему происхождению, развитию культуры. Особый интерес у всех народов России вызывает религия; религиозные обряды, религиозные верования и религиозные праздники.
     В центре внимания нашей работы будет находиться проведение религиозного праздника Курбан-байрама у сибирских татар деревни Кошкуль Большереченского района.
     Актуальность этой темы очевидна:
     1) нужно сохранять самобытность сибирских татар, как и др. народов Сибири,
     2) знание своей истории и культуры объединяют нации;
     3) люди разных национальностей и религии должны знать больше друг о друге;
     4) верующий человек должен знать о смысле и значении разных религиозных праздников.
      Цель данной работы:
      Изучение проведения религиозного праздника Курбан-байрам сибирскими татарами д. Кошкуль.
      Задачи:
      1) изучить празднование Курбан-байрам в д. Кошкуль:
      2) сравнить празднования Курбан-байрама в д. Кошкуль с общепринятыми правилами празднования:
      3) выявить значения праздника в культуре и быте сибирских татар д. Кошкуль.
      Объект изучения данной работы - праздник Курбан-байрам в деревне Кошкуль.
       При работе над исследованием мы опирались в основном на свидетельства информаторов, газетные публикации. Доступной литературы у нас не было.
       Одну из важных ролей в данной работе играют этнографические источники: наблюдение, опрос, информаторов, свидетельства очевидцев.
       В данной работе были использованы и фотографические источники. Они позволяют наглядно представить описываемый элемент[1].

_______________________________________________________________
                    
 Глава 1.Праздник Курбан-байрам.

         Слово «Курбан» означает  «приблизиться», «быть ближе».  В исламе это слово означает приношение в жертву животного с намерением поклонения аллаху, приблизиться к нему сердцем.
         Курбан в исламе вид поклонения имуществом. Этим жертвоприношением люди выражают благодарность аллаху за ниспосланные им блага. Данное жертвоприношение является обязательным для мусульман.
         Выделяют несколько видов Курбана:
1.     Курбан Исмаила — это жертвоприношение, совершаемое во время праздника Курбан и являющееся обязательным для каждого обеспеченного мусульманина. Этим жертвоприношением мусульмане всего мира отмечают спасение Исмаила, которого его отец — Ибрахим принёс в жертву по требованию аллаха и аллах спас Исмаила, заменив жертву бараном;
2.     Назир Курбан — это жертвоприношение, которое было обещано аллаху. Слово «назир» означает «обещание», «обет». Например, человек может сказать: «Если у меня то-то    получиться, то в праздник Курбан я совершу жертвоприношение».   Мясо назир Курбана не могут есть ни принесший жертву, ни его близкие родственники. Всё мясо обязательно раздаётся бедным. Если же хозяин съест немного этого мяса, то он должен раздать саадака (подаяние), равное стоимости съеденного мяса, беднякам.
3.      Курбан благодарения (Шукур Курбан, Хадий) — этот Курбан является обязательным для тех, кто совершает Хадж Коран и Хадж Таматту.
4.     Курбан Искупления (Джаза Курбан) — это обязательный Курбан, который приноситься за совершение недозволенных действий во время хаджа[2].
 Для того, чтобы Курбан стал обязательным, необходимо соблюдение следующих условий. Человек должен:
-         быть мусульманином;
-         быть дееспособным;
-         быть совершеннолетним;
-         быть свободным;
-         быть мукимом, то есть не находиться в путешествии;
-         обладать средствами для выплаты Саадака Фитр.
Обязательным условием Курбана является приношение в жертву одного из разрешённых животных. Передача не зарезанного животного или суммы денег, равной его стоимости беднякам, не является совершением Курбана. Названные действия могут расцениваться как саадака.
Имеются определенные условия, обязательные во время Курбана.
     1.Курбан совершается в определенное время.
      Праздник Курбан – байрам начинается 10 числа месяца зу-ль-хиджа, через 70 дней после окончания 30 дневного поста в месяц Рамадан. Время жертвоприношения: первый, второй и третий дни Курбан-байрама. Приносить Курбан по истечении этого срока не является правильным. Наилучшим для жертвоприношения считается первый день( 10 Зульхиджа)-это время обязательного Исмаил - Курбана. В городах  или в местах, где читается праздничный  намаз, Курбан приносит после праздничного намаза, а в местах, где не читается  праздничный намаз -после рассвета. Это начало времени жертвоприношения. Оно заканчивается на третий день праздника до захода солнца.
 2. Жертвенное животное должно быть здоровым.
         Надо обращать особое внимание на состояние здоровья и отсутствие физических дефектов у животных, которые предназначены для Курбана. Можно разделить дефекты жертвенных животных на две группы: допустимые и недопустимые.
         1.Допустимные недостатки:
         - слабое зрение, косоглазие;
         - хромота на одну ногу при способности передвигаться на остальных ногах;
         - врожденное отсутствие рогов или их части;
         - продырявленные, клейменные или купированные концы ушей;
         - отсутствие нескольких зубов;
         - удаление незначительной части хвоста или уха;
         - врожденное укорочение ушей;
         - чесотка
         - животное кастрировано перекручиванием яичек.
         Принесение в жертву животных с такими качествами порицается (макрух), но допускается. Но наилучший вариант – это принести в жертву животное, у которого отсутствует подобные недостатки.
         2. Недопустимые недостатки:
         - слепота на один или оба глаза;
         - хромота, не позволяющая животному самостоятельно дойти до места забоя;
         - оба или одно ухо отрезано полностью до основания;
         - отсутствует большинство зубов;
         - сломаны рога или один рог до основания;
         - хвост купирован до половины и более;
         - отсутствие (отпадение) сосков на вымени;
         - крайнее истощение и слабость животного;
         - врожденное отсутствие уха или хвоста;
         - буйность, препятствующая присоединению к стаду;
         - животное, питающееся нечистотами.
С точки зрения шариата, совершенно очевидно, что животное  с такими характеристиками не должны приноситься в жертву. Для Курбана также не предназначаются животное, имеющее большое  количество допустимых недостатков.
Польза от Курбана.
         1. Истинно Курбан сделан обязательным, чтобы отдать дань благодарности за годовое мирское благо, и тем самым, отдается обязательный долг Всевышнему.
         2. Прегрешения отпускаются, и зарабатываются саваб.
         3. Курбан станет для хозяина в Судный день транспортом, который проведет его через  мост Сырат и будет причиной его спасения.
         4. Помощь бедным мусульманам мясом, шерстью и шкурой способствует удовлетворению их скромных нужд.
Действия, которые мустахаб совершать в праздничные ночи и дни.                
1.     Праздничные ночи проводят в мольбе и поклонении, читают пропущенные намазы. Читают Коран и просят прощения. Ведь ду*а, совершаемые в праздничную ночь, принимаются.
Пророк сказал: « Не погибнет в тот (Судный) день душа того, кто проводит ночи праздников Рамадан и Курбан, рассчитывая на вознаграждение, в поклонении, когда умрут сердца многих».
2.     В праздничное утро встать пораньше, принять омовение.
3.     Надеть чистую или новую одежду.
4.     Использовать хорошие благовония.
5.     Если это возможно, идти на намаз пешком, так как Пророк в эти праздничные дни шел пешком к месту намаза.
6.     Улыбаться и быть радостным.
7.     Раздавать больше саадака бедным и нищим.
8.     По дороге на праздничный намаз произносить такбиры.
9.     Если человек собирается совершить Курбан, то он не сможет попробовать мясо своего Курбана.
10.  Есть мясо Курбана, так как это делал Пророк.
11.  Быть щедрым по отношению к своей семье.
Праздновать день жертвоприношения начинают с раннего утра, чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве[3], но прежде необходимо совершить полное омовение, одеть новую и опрятную одежду. Многие умащаются благовониями. Перед  молитвой есть не рекомендуется. По окончание утреннего намаза (молитвы),  верующие возвращаются по домам, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословию Аллаху (такбир). Потом они снова отправляются в мечеть или на специальную открытую площадку (намазгах), как правило, находящуюся за городом, где мулла или имам - хатыб произносят проповедь (хутбу)[4]. Хутба обычно начинается с прославления Аллаха и его пророков, затем разъясняется происхождение хаджа и значение обряда жертвоприношения. Опытный имам - хатыб часто облекает проповедь в форму рифмованной прозы.
      По окончании проповеди мусульмане идут обычно на кладбище молиться за умерших. Заодно на мазарах (мусульманские кладбищах) люди покланяются гробницам местных «святых». Вернувшись с кладбища, домой, приступают к жертвенному обряду.
        Над священной, приготовленной к закланию жертвой[5] служитель мечети – мулла  или муэдзин – читает специальную молитву, в которой вспоминается жертвоприношение Ибрахима, а владелец животного или специально нанятый человек в это время перерезает ей горло. Над жертвой, в принципе, любой рядовой мусульманин может произнести краткую формулу: «Биссмилах, Аллах Акбар!», т.е. «Во имя Аллаха, Аллах велик!» Прежде чем барана режут, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки, в рот часто кладут леденец (набод); затем леденец  вынимают, так как он является благословенным. Собранную кровь и печень барана завертывают в черную тряпку, чтоб сокрыть от света. Они имеют большое значение. Из глаз барана приготовляют амулет (назари - курбони). Жертве должно быть не менее года, она должна быть здоровой и не иметь никаких недостатков. Овца или коза могут быть принесены в жертву только от одного человека, корова, бык или верблюд от семи человек. Обычно режут барана, козу, корову или быка – двухлеток, жертвенному верблюду, как правило, бывает не менее пяти лет. Считается, что жертву можно приносить не только за живых, но и за усопших[6].
          В Курбан-байрам каждый мусульманин должен отведать мясное блюдо, обычно называемое гошт или кебаб. Мусульмане нашей страны готовят такие традиционные восточные блюда, как плов, манты, шашлык, лагман,  пельмени – чучвара, жаркое, бешбармак, всевозможные салаты, пирожки – самсы. Накануне Курбан-байрама выпекают небольшие лепешки – кульчи. Дети и женщины лакомятся всевозможными сладостями[7].
          В Курбан-байрам и последующие три-четыре дня наносятся визиты к друзьям и родственникам, преподносят всевозможные подарки. Считается, что в первую очередь подарки необходимо дарить родственникам, причем они должны быть не очень дорогими. Преподношение подарков рекомендуемо, но не обязательно (мусульманское право делить все поступки человека на пять категорий – обязательные, рекомендуемые, разрешенные, порицаемые и запрещенные), так как затруднения с их приобретением по причине недостатка средств вынуждают малоимущих избегать визитов.
        В каждом доме мусульманина в праздник Курбан-байрам царит дух такого гостеприимства и щедрости, что любой человек, зашедший в дом, не выйдет, не отведав праздничного угощения.
Глава 2. Проведение праздника сибирскими татарами д. Кошкуль.
   В нашей деревне пять-шесть семей проводят праздник Курбан-байрам ежегодно. В этот день люди, которые проводят этот праздник, просят у Аллаха здоровья родным и близким. Праздник длится три дня. Человек, который проводит Курбан-байрам, должен угостить жертвенной пищей всех пришедших к нему людей и раздать пищу нуждающимся, больным и старым людям.
    Для того чтобы правильно совершить жертвоприношение, люди проводящие этот праздник зовут к себе специально обученного человека. Перед жертвоприношением он должен совершить полное омовение своего тела и знать жертвенную молитву.
    Для жертвоприношения подходит корова, овца и даже верблюд. У нас в деревне обычно для жертвоприношения берут барана. Мои односельчане верят в легенду: когда человек умирает, ему нужно пересечь огненную реку (Тамух уты), чтобы очиститься от грехов и пересечь можно только на жертвенном животном, которое принёс в жертву при жизни. Поэтому кошкульцы стараются приносить жертву каждый год за разных членов семьи, выбирая при этом барана с более густой шерстью, чтобы удобно было держаться при пересечении над огнём.
    Барана для жертвоприношения выбирают заранее из ягнят и кормят усиленно почти год  чистой пищей: овсом, пшеницей, сеном, травой и чистой водой.
    Утром в день жертвоприношения, старшие из семьи у которых в этот день Курбан идут на кладбище, чтобы отдать дань уважения, похороненным родственникам.                                                                  Праздник Курбан- байрам длится три дня, за эти три жертву должны принести все желающие, поэтому мои односельчане заранее договариваются об очерёдности, обычно в каждой из трёх дней Курбанлык проводит две-три семьи. В этом году Курбан- байрам проводили: Раффат Хусаинов, Мухамадеевы, Рашит Хусаинов, Назыровы и Абдрашитовы. 
К празднику Курбан- байрам люди начинают готовиться заранее: делают покупки, готовят выпечку, делают генеральную уборку дома.                   В магазине покупают: разнообразные конфеты, фрукты, сухофрукты, различные печения и т.д.                                                             Заранее в доме пекут: баурсак, парамец, кок бурак, пуракляр, рогалики.                                                                                                          Дома убираются: перестирывают всю одежду, перемывают посуду, меняют шторы, моют: покрывала, потолки, полы.                                         Также заранее готовится саадака - подаяния (мелкие денежки  наминала 5-10 рублей, для муллы готовят 100 рублей).                                    Очень рано утром в доме, где проводится курбанлык, люди совершают полное омовение, надевают чистую одежду. Женщины покрывают голову красивым платком, а мужчины тюбетейку (кавац). Моей задачей было с утра приносить как можно больше воды, а затем весь день помогать родителям.       
Утром режут барана,  при этом должен присутствовать мулла. У  нас в Кошкуле нет муллы, но есть специальный человек, который участвует во всех жертвоприношениях – это Хусаинов Рашит Мугтасимович. Первое жертвоприношение в жизни семьи всегда посвящается аллаху (пяйхямбяргя). И лишь последующие жертвоприношения посвящаются поочерёдно членам семьи. Одного барана за одного человека. А вот молодняк крс, по верованиям моих односельчан, можно принести в жертву сразу         за десять членов семьи. В Кошкуле не принято раздавать часть зарезанного животного бедным и малоимущим. Любой человек в течении дня может зайти в дом, где проводится курбанлык, и его накормят и напоят чаем. Конечно, употребление алкоголя на празднике недопустимо.          Так же невозможно прийти на праздник выпившему человеку.
В этот день  в доме накрывают праздничный стол и первыми за него садятся самые пожилые люди села во главе с муллой. Мулла читает праздничную молитву на арабском языке, возносит благодарность аллаху. Обычно люди не понимают значения слов молитвы, кроме тех, кто понимает арабский язык. После молитвы все принимаются за праздничную трапезу. Обычно за стол все присутствующие не вмещаются, поэтому садятся после того, как поест первая очередь. Задача хозяев состоит в том, чтобы приветливо встретить всех приходящих к ним в этот день гостей. Кроме того,  хозяева дома следят за тем, чтобы столы в доме были всегда полными различными яствами, добавляя их по мере необходимости.  Хозяева и их помощники из числа близких родственников разливают и подносят гостям первое блюдо, обычно это суп из домашней лапши (ун ош). В большой кастрюле вариться большое количество мяса, после того как оно будет готово, мясо вынимают из кастрюли и опускают в неё большое количество мелко нарезанной домашней лапши. Вынутое мясо мелко нарезают и добавляют в суп или используют для второго блюда: плова или картофеля с мясом. Обычно второе блюдо ставят в  больших тарелках в несколько мест на столе.
Из напитков всем гостям предлагают чай.  Гости приходят к хозяевам весь день и всех хозяева встречают с улыбкой  и искренней приветливостью, иначе  их курбанлык (жертвоприношение) не будет принято богом.  Гости, входя в дом, произносят приветствие: «Курбанлык кутлы булсын» (« С курбанлыком вас!»),  « Курбанлык хяерле булсын»
( «Пусть Курбанлык будет угодным богу»). А после еды, гости говорят: («Аллам гафулить итсен) («Да простит вас аллах»).    Люди ходят во все дома, где проводят в этот день Курбанлык (жертвоприношение), ведь они верят, что это и им приносит пользу: аллах прощает их грехи.
         Для моих односельчан существует табу на фотографирование каких либо этапов Курбанлыка, они уверены, что этого нельзя делать, поэтому достать у нас в деревне фотографий с этого праздника оказалось невозможно. Хотя в других населённых пунктах фотографии делают.

____________________________________________________________

Заключение.
Изучение истории и культуры сибирских татар имеет большое значение для сохранности этого народа, для изучения связи сибирских татар с другими народами. Кроме того, зная и понимая историю и культуру разных народов, легче взаимодействовать друг с другом, понимать и уважать друг друга.
          Курбан – байрам –  праздник жертвоприношения – это важный праздник для сибирских татар. Он важен в религиозном отношении для всех участников этого события. Он важен также и в социальном плане: он позволяет наладить взаимоотношения между людьми, дает им возможность общаться.  Он вносит разнообразие в культурную жизнь нашей деревни.
         Ещё пять лет назад этот праздник был мало развит в нашей деревне: немногие приносили жертву, немногие посещали дома, приносящих жертву. В последнее время люди в нашей деревне становятся более религиозными и открытыми, и все большее количество людей приносят жертву аллаху и очень большое количество людей посещают эти жертвоприношения.
         В настоящее время праздник жертвоприношения – это большой и значимый праздник для моих односельчан. Мои односельчане любят этот праздник, чтят его и ждут каждый год. Деревня оживает и становиться особенно многолюдной в эти три дня, а люди становятся особенно приветливыми и добрыми.
__________________________________________________________

Приложение № 1.









Чуть свет, мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, где мулла читает проповедь.
____________________________________________________________

Приложение № 2.






                               






Над священной, приготовленной к закланию жертвой, служитель мечети – мулла  или муэдзин – читает специальную молитву, в которой вспоминается жертвоприношение Ибрахима, а владелец животного или специально нанятый человек в это время перерезает ей горло. Над жертвой, в принципе, любой рядовой мусульманин может произнести краткую формулу: «Биссмилах, Аллах Акбар!», т.е. «Во имя Аллаха, Аллах велик!» Прежде чем барана режут, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки.
___________________________________________________________

Приложение № 3.








Столы на празднике жертвоприношения ломятся от обилия яств. Приносящий жертвоприношение, не должен ничего жалеть в этот день.
____________________________________________________________


Список использованной литературы.

1.     Газета «Татарский мир» ». № 1. 2007 г.
2.     Газета «Татарский мир» № 11.2009г
3.     Газета «Татарский мир» № 5 . 2010г

















[1] См. Приложение № 1, 2, 3.
[2] Газета « Татарский мир». № 11.2009г. стр. 4.
[3] См. Приложение № 1.
[4] Газета «Татарский мир» № 5 . 2010г. стр. 4.
[5] См. Приложение № 2.
[6] Газета «Татарский мир». № 1. 2007 г. Стр. 5
[7] См.Приложение № 3.

Комментариев нет:

Отправить комментарий