Замечательные детки

Замечательные детки

Доклад. Поисково-исследовательская деятельность обучающихся как фактор воспитания жизнеспособной личности


МОУ «Кошкульская основная общеобразовательная школа»











Поисково-исследовательская деятельность обучающихся как фактор воспитания жизнеспособной личности
















Выполнила:  учитель истории
Чумарова Анара Кажитаевна.




Оглавление



1.Поисково-исследовательская деятельность
учащихся                                                                                                     3 стр.    

2. Исследовательская деятельность в
 начальной школе                                                                                       4 стр.

3. Поисково-исследовательская деятельность
 старшеклассников                                                                                    7 стр.

4. Список использованной литературы                                                  11 стр.






















Поисково-исследовательская деятельность учащихся

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Актуальной стала индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. Его результатом должно стать достижение учащимися уровня образованности, соответствующего их личностному потенциалу¹.
У Василия Александровича Сухомлинского есть очень известные слова: «Страшная это опасность-безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Развращает, морально калечит человека - и ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».
Эти слова очень актуальны и в наше время, когда учитель перестал быть единственным источником знаний. С экранов телевизоров, со страниц книг, журналов и газет на детей обрушивается мощный поток разнообразной информации. Ситуация осложняется ещё и тем, что школьники, особенно старшеклассники, изменяют своё отношение к изучаемым в школе предметам. Повышается активность на уроках по профилирующим предметам тех учебных заведений, куда они решили поступать, и усиливается пассивность и безразличие к другим. Таким образом, основной задачей становится активизация познавательного интереса учащихся, а для этого необходимо, чтобы не только информация была интересна детям, но и процесс её получения. Для этого необходимо использовать поисково-исследовательскую деятельность
Учебно-исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся  целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Основы исследовательского обучения были заложены в работах классиков педагогики  Я.Коменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Песталоцци. В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута просветителем Н.И. Новиковым во второй половине 18 века. Великие деятели и педагоги России Н.И.Пирогов, Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев, Н.А. Добролюбов, К.Д.Ушинский и др. теоретически обосновали проблему исследовательской деятельности. После революции в нашей стране пропагандировали исследовательский метод Н.К. Крупская, С.Т.Шацкий,  Б.Е. Райков. Во второй половине 20 века вопросам
¹  Лебедев О.Е. О целях образования //Преподавание истории и обществознания. 2000. №2. с. 50-60



исследовательского метода посвящён ряд работ известных дидактов и
методистов (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, С.Г.Шаповаленко, М.И.Махмутова и др.)¹
Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в
современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая
учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. В последнее время в образовательных учреждениях России исследовательской деятельности учащихся уделяется большое внимание, т.к. она является условием формирования интересов, потребности в деятельности, способствует более успешной социализации школьника.



Исследовательская деятельность в начальной школе

Научно-исследовательская деятельность должна иметь место уже в системе обучения младших школьников, т.к. позволяет раскрыть индивидуальные особенности учеников и даёт возможность младшим школьникам попробовать свои силы, приумножить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Пропедевтический курс истории в начальной школе преподаётся по одному часу в неделю в 3 и  4 классах, поэтому заниматься исследовательской деятельностью необходимо  практически по всем предметам. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимы условия, отвечающие поставленной  цели. Такими условиями являются следующие:
 Целенаправленность и системность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.
Психологический комфорт. Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие планы, а поддерживать и направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
¹ Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся //Начальная школа. 2006. №2. с. 45

Личность педагога. Для развития творческих способностей,  к которым относятся и исследовательские, нужен  учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
Учёт возрастных особенностей. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование было посильным, интересным и полезным.
При разработке и реализации технологий развития исследовательских
умений младшего школьников необходимо соблюдение данных организационно-педагогических условий. В основе технологии должны лежать идеи гуманистической педагогики,  личностно-ориентированного и деятельностно-ориентированного подходов.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся осваивают методы исследования и могут применять их  при изучении материалов любых дисциплин; получают возможность применения полученных знаний и умений  в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся; развивает интерес к различным наукам, школьным дисциплинам.
При организации данной учебной деятельности необходимы следующие умения:
1.Умение организовывать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).
2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, целеполагание как этап деятельности, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации).
3. Умения работать с информацией (виды информации, источники информации, смысловые части текста, умение выделять главное, логика изложения и т.д.)
4. Умения представить результат своей работы (формы представления результатов, требования к докладу, речи докладчика )
Участвуя в исследовательской деятельности, затрагиваются самые разные сферы жизнедеятельности человека, каждый участник узнаёт для себя что-то новое, приносит актуальную информацию для всех участников учебного процесса.
Темы детских исследований могут быть разными, например:
-«Моя семья»;
-«История моего села»;
-«Мой домашний любимец»;
-«Свойства…(бумаги, ткани…);
-«Кактусы» (др. растения);
-«Динозавры»;
-«Разные кошки - разные характеры»
- и т.д.
Выполнив творческий проект, учащиеся могут представить результаты исследования на следующих формах занятий:
- конференция, на которой учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы  аудитории;
- презентация, на которой ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;
- выступления для определенного круга – представление доклада с целью сообщения нового знания;
- выставка достижений.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по исследовательской деятельности, рекомендуется использование:
- загадок, ребусов, задач-шуток, логических задач, и задач на развитие творческих способностей;
- игровых моментов;
- связи материала с наглядно- образным игровым материалом;
- игр-исследований;
- ролевых игр;
- игр-путешествий.
В процессе поисково-исследовательской деятельности учащиеся приобретают следующие навыки:
- мыследеятельностные: выдвижение цели, целеполагание, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, выбор способа метода, пути деятельности, самоанализа, рефлексия;
- презентационные: составление устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;
- коммуникативные: свободное владение информацией, умение чётко отвечать на поставленный вопрос и выражать свои идеи и мысли, взаимодействовать с окружающими;
- поисковые: поиск информации;
- информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление её в различных формах, упорядоченное хранение и поиск информации;¹
Поисково-исследовательская деятельность позволяет развивать исследовательские умения младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний, а также является средством развития познавательного интереса, становления мотивации к учебной деятельности и успешной социализации личности ребёнка в современном мире.


 
¹Маньковская  Е.Н. Организация общешкольной ученической конференции как форма подведения итогов исследовательской деятельности младших школьников //Начальная школа. 2006. №9.
     Поисково-исследовательская деятельность старшеклассников

Современное состояние исторического образования расширяет возможность организации научно-исследовательской деятельности старшеклассников. Появилось много учебников, оформились программы по основной и старшей школе, изданы рабочие тетради и атласы, созданы контрольные и обучающие компьютерные программы по предмету. Нужно отметить обилие исторической научной и научно-популярной литературы  на прилавках магазинов, пополняются фонды библиотек, ресурсы Интернета, там, где есть такая возможность, позволяют изучать труды историков, заходить на сайты  библиотек России  и других стран, пользоваться сайтами по историческим темам, совершить виртуальную экскурсию в музей или картинную галерею.
Это создаёт возможность организовать полноценное и разнообразное обучение не только в рамках обязательной программы, но и углубленно, в зависимости от желания и познавательной возможности учащихся. А также способствует организации исследовательской деятельности учащихся старших классов.
Учебное познание – приобретение уже выработанного человечеством знания. Оно вторично по отношению к научному познанию. В учебной исследовательской деятельности старшеклассники знакомятся со специальными методами исследования: синхронным, хронологичным, диахронным, методом исторического моделирования, методом актуализации¹. Привлекать внимание учащихся к истории, развивать познавательный интерес, прививать навыки научно- исследовательской деятельности можно используя самые различные методы и формы деятельности. Одним из способов вовлечения учащихся в мир истории  является исторический клуб, кружок, занятия в котором позволяют лучше подготовиться к экзаменам в вуз, узнать больше о жизни людей в разные времена, расширить знания по теме, недостаточно освящённой на страницах учебника. Учащиеся пробуют себя в роли историков, разрабатывая тему для исторического поиска. Учащиеся могут выступать в роли творцов, добывая знания в библиотеке, Интернете и др. Занятия в кружке, клубе позволяют взаимообучать и самообучаться: ораторскому искусству, умению задавать вопросы, кратко и интересно излагать мысли, слушать и возражать.
Большую пользу учащимся приносят встречи с участниками событий, исследователями, учеными, профессионалами своего дела. Это способствует росту интереса к истории, стимулирует желание как можно больше узнать. Мои учащиеся 9 класса  в контексте изучаемых событий встречаются и готовят сообщения на основе беседы с очевидцами событий в истории
¹Петров А.В. Особенности учебного познания истории. Учеб. пособие. СПб, 1995. с. 29



России  20 века. Это позволяет формировать личное отношение к историческим событиям,  составлять более яркое представление о происходившем.
         Одной из форм исследовательской деятельности является написание рефератов. При разработке общих требований к реферированию можно опираться на рекомендации, содержащиеся в книге Е.Е.Вяземского¹, в памятке «Как писать реферат».
Предполагается следующая структура работы:
1.     Вводная часть. Обоснование выбора темы:
а) ёё актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем;
б) новые, современные подходы к решению проблемы;
в) наличие противоположных точек зрения на проблему в науке;
г) частое несоответствие обыденных представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории;
д) личные мотивы возникновения интереса к данной теме.
2. Основная часть:
а) определение проблемы или изложение объективных исторических
      сведений по теме реферата;
     б) критический обзор источников;
в) собственные версии и оценки.
3. Заключение:
а) основные выводы;
б) результаты и личная значимость проделанной работы;
в) перспективы продолжение работы над темой.
При оценке школьного реферата учитываются следующие показатели:
      определение проблемы и вопроса, подлежащих рассмотрению, наличие плана;
      отбор и анализ источников и литературы;
      последовательность и полнота изложения темы;
      раскрытие версий и оценок, выявление спорных вопросов, изложение  и аргументация своей точки зрения;
      наличие и обоснованность выводов;
      стиль, язык изложения;
     оформление работы (цитирование, ссылки и сноски, список литературы).
Защитить реферат можно по следующим моделям: «классической», «индивидуальной», «творческой».
Критериями устной защиты реферата являются, умение ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме; умение чётко и по существу отвечать на поставленные вопросы по теме исследования, делать корректные и взвешенные умозаключения.
¹Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: основы профессионального мастерства.- М.,2000


Реферирование – это один из самых ответственных и трудоёмких  видов познавательной деятельности.
При работе над исследовательским проектом первым  шагом в научной деятельности является выбор темы исследования. Темы могут иметь проблемный, сюжетный, обзорный, локальный или краеведческий характер. Тема должна быть интереснее настолько, чтобы у учащихся возникло желание заниматься ею длительное время. Важно наличие достаточного количества материала для целенаправленного поиска, а также общественная значимость исследования. Особенно важными для исследования мне представляются краеведческие темы. Это может быть изучение исчезнувших деревень, исследования, касающиеся собственного места жительства, или любого другого географического объекта. Особый интерес представляют темы по изучению истории и культуры этносов, позволяющие провести параллели между прошлым и настоящем, узнать больше о жизни своих предков. Исследования краеведческого характера позволяют развивать познавательный интерес к истории.  Следующим шагом  в исследовательской деятельности является общий инструктаж по составлению плана и сбор нужной информации из разных видов исторических источников, рассматриваются разные виды работы с исторической информацией: поиск, выписки, фильтрация, систематизация, конструирование. Важное место в работе над рефератом имеет конспектирование, в ходе которого происходит целостное осмысление материала.
Взявшиеся за такой вид  познавательной деятельности старшеклассники приобретают навыки интеллектуального труда. Они начинают видеть развитие научной мысли, учатся сравнивать высказывания и научные положения учёных разных  направлений, делать выводы, строить гипотезы,
 формулировать  проблемы¹.
Работа по исследованию возможна лишь в постоянном диалоге с наставником. Он наблюдает за развитием познавательной деятельности и направляет её. Исследовательская деятельность активизирует  самостоятельную познавательную деятельность, развивает умение излагать свои мысли чётко, аргументировано, расширяет кругозор, способствует выработке исторического мышления. У старшеклассников отрабатываются навыки систематизации, осмысления и литературного оформления собранного материала, они приобретают первый опыт научно- исследовательского поиска.
Следующая ступенька приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности – подготовка к презентации. Выступление ученика оценивается по заранее выработанным критериям. При выступлении целесообразно пользоваться планом-конспектом или тезисами, что позволяет не терять нить изложения, уложиться в отведённое для доклада время,
¹Алексеева М. Я. Организация научно- исследовательской деятельности на уроках истории //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. №4. с.47
привести необходимые цитаты, точные цифры, факты, фамилии и т.д.
Задача учителя при обучении исследовательской деятельности учащихся любого возраста -  помогать им при любых затруднениях. В связи с этим для меня являются  актуальными слова Дж.Дьюи, сказанные много лет назад: «Сравнивать способности детей – вообще не дело учителя. И не имеет никакого к его работе отношения. От педагога требуется, чтобы каждый индивид получил возможность использовать свои возможности в осмысленной деятельности»¹. Для эффективного обучения учащихся данному виду деятельности от учителя требуется организаторское мастерство, увлечённость своим предметом, собственные навыки научного исследования, терпение. Исследовательский навык, приобретённый в школе, поможет выпускнику расширить знания и представления об окружающем мире, увидеть бесконечность его познания, реализовать личный творческий потенциал.



























¹Власова Т. А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах // Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. №3. с. 44

                              Список использованной литературы:

1.     Алексеева М.Я. Организация научно-исследовательской деятельности на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003.№4.
2.     Власова Т.А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах // Преподавание истории и обществознания в школе. 2005.№3.
3.     Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства. – М., 2000
4.     Лебедев О.Е. О целях образования //Преподавание истории и обществознания. 2000. №2.
5.     Маньковская Е.Н. Организация общешкольной конференции как форма подведения итогов исследовательской деятельности младших школьников // Начальная школа. 2006. №9.
6.     Петров А.В. Особенности учебного познания истории. Учеб. пособие. СПб.,1995.
7.     Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа. 2006. №2.


















Комментариев нет:

Отправить комментарий